Советская мебель

Апрель 11, 2024

В середине 1950-х начался новый виток истории советской мебели. Последнюю точку на меблировке в стиле сталинский ампир поставило постановление правительства об устранении излишеств в проектировании и строительстве. Массивные, респектабельные мебельные предметы с изысканным декором окончательно были признаны роскошью и излишним расточительством, непозволительным для советских людей.

Советская мебель с середины 1950-х до конца 1960-х годов

Основным принципом формообразования мебели времен СССР в послевоенный период стал модернизм, характеризующийся красотой простых форм, утилитарностью и рациональным подходом к проектированию. На конструкцию и внешний вид мебельных предметов в середине 1950-х гг. повлияли наработки проектировщиков-авангардистов 1920-х, основанные на принципах конструктивизма и рационализма. К тому же роль сыграли технические достижения и общемировые тенденции в дизайне.

Нужно сказать, что такого термина как «дизайн» мебели в Советском Союзе не было, так как считалось, что он присущ только «загнивающему капиталистическому Западу». Вместо него использовали понятие «техническая эстетика», а созданием мебельных предметов занимались художники-проектировщики и художники-конструкторы.

Также на развитие послевоенного мебельного производства во многом повлияла смена правительства и государственных политических концепций, нацеленных на улучшение качества быта и жизни советских граждан. В этот период началось стремительное восстановление экономики и развитие промышленности практически всех отраслей. Увеличился рост населения, что требовало срочного расширения жилого фонда, поэтому правительством был издан указ о развитии и ускорении темпов жилищного строительства.

В стране началось массовое домостроительство с приоритетом на улучшение его качества и снижение стоимости, а также формирование новой культуры быта. Именно в это время стали возводиться простые по архитектуре типовые многоквартирные дома в 4 или 5 этажей с малогабаритными квартирами с низкими потолками и небольшой лестничной площадкой. Они предназначались для посемейного заселения и в народе назывались «хрущевками» в честь генсекретаря ЦК КПСС Н. Хрущева.

Изначально рассчитывалось, что это будет временное жилье со сроком службы не более 25 лет, пока советские люди не построят коммунизм и не переедут в более благоустроенные квартиры. Хотя, учитывая, что после войны еще многие ютились в коммуналках и общежитиях, люди были очень рады отдельной собственной квартире в новострое, которая для многих долгие годы была незыблемой мечтой. Но реальность оказалось иной. «Хрущевки» пережили свой эксплуатационный ресурс уже на 50 лет и сегодня пользуются популярностью на вторичном рынке недвижимости.


Небольшие квартиры с проходными комнатами, крошечной кухней не более 6 м2, совмещенным санузлом и узкой прихожей требовали особой меблировки. В 1956 году Советом министров было выпущено постановление о создании нового модельного ряда мебельных предметов. Перед художниками-конструкторами поставили задачу разработать простую, компактную, удобную, прочную, а главное – дешевую мебель без изысков, которая хорошо впишется в жилье нового типа.

В этот период взгляд на роль меблировки в жизни человека кардинально меняется. Основной задачей мебели становится украшение и улучшение быта советских людей. Одним из самых удачных решений для комплексного оформления квартир – от прихожей до спальни, стали мебельные секционные комплекты. Они были представлены на первом и втором Всесоюзном конкурсе на создание лучших образцов бытовых мебельных изделий, которые прошли в 1958 и 1962 годах в Москве.

В наборы для одно-, двух- и трехкомнатных квартир входили мебельные предметы разных видов и размеров, из которых предлагались комбинации меблировки исходя из габаритов и предназначения помещения. В них отказались от крупногабаритных предметов, таких как платяные шкафы и антресоли. Предполагалось, что одежду и другие вещи жильцы будут хранить во встроенных нишах, которые уже предусматривались в проекте домов.

Комплекты состояли из типовых сборно-разборных, низких и компактных мебельных предметов: стеллажей, полок, тумбочек, стульев, мягких кресел и диванов с низкими спинками, журнальных столиков на трех ножках и небольших письменных столов. Многие изделия поставлены на тонкие конические расставленные ножки, характерные для модернизма того времени, что придавало конструкции визуальную легкость. Аналогичный подход к проектированию можно увидеть в каталогах 1960-х гг. шведского мебельного производителя ИКЕА.

Размеры предметов тщательно рассчитывались исходя из среднестатистического показателя человеческого роста. Они как нельзя лучше подходили для обстановки и эффективной организации быта в малометражных «хрущевках» с аскетичными интерьерами.

Одним из ведущих и самых значимых советских дизайнеров, который создавал массовую мебель, в частности многофункциональные модульные мебельные наборы, был Ю. В. Случевский. Он считал, что «необходимо отобрать у мебели власть над человеком, сделать ее послушной нам. Только тогда мы сможем оборудовать наше жилище в соответствии с особенностями нашей жизни, наших привычек и вкусов». Его новый взгляд оказал в дальнейшем большое влияние на развитие советского мебельного производства.


(Выставочное пространство с набором мебели К58-106, 1958. Ю. В. Случевский. Из коллекции Московского музея дизайна)


(Юрий Случевский, Александр Белорусский. Набор К58-113 на выставке Всесоюзного конкурса на лучшую мебель (1958) в Новых Черёмушках.)

Дорогие массивы дерева были заменены на более дешевую фанеру, ДВП и ДСП. Из них изготавливались достаточно тонкие корпуса, а незамысловатый декор делали из текстурированной бумаги. Также применялись различные полимерные материалы.

Нужно отметить, что образцы, представленные на выставках, именно в первозданном виде не доходили к массовому потребителю. Инженеры вносили в проекты корректировки для адаптации к техническим условиям производства и политике предприятий, направленной на снижение трудовых затрат и экономии материалов. В конечном результате получились гибридные модели, которые все же пользовались большим спросом.

Мебель СССР в 1970-х – 1980-е годы

На протяжении следующих двух десятилетий домостроительство не только продолжается, но и улучшается. Начинают возводиться дома в 8 и более этажей с лифтами и отдельными общими коридорами на несколько квартир. Жилая площадь и высота потолков увеличивается. В них уже нет проходных комнат, санузел и ванная раздельные, а кухня достигает 9-10 м2. Такое жилье уже именуется «брежневками», так как у власти в то время был Л. Брежнев.

В связи с этим в мебельном производстве также произошли изменения. Учитывая производственные возможности и экономическую целесообразность, а также ориентируясь на потребительские запросы, производители начинают выпуск более габаритных и вместительных мебельных предметов. Изделия группируются по конкретным функциям – для хранения, отдыха, приготовления пищи, столовой зоны и т. п.

Несмотря на массивность, идеи простоты форм и функционализма остаются и совершенствуются. К тому же из-за нехватки места увеличение секций для хранения было вполне оправдано. Ввиду стандартизации мебельных предметов советский интерьер среднестатистических семей выглядел у всех практически одинаково.

Гостиная/Зал

Для оформления общих комнат, которые часто называли залами, предназначенными и для приема гостей, и для отдыха всей семьей, большой популярностью пользовались мебельные гарнитуры. По длине и высоте они занимали почти всю стену, поэтому назывались стенками. В небольших же квартирах, где их поставить было просто некуда, устанавливали упрощенные варианты – серванты и обычные советские шкафы с антресолями для одежды и вещей.


Легендарные советские стенки на низком цоколе вместо ножек включали много модулей и систем для хранения: платяные шкафы с антресолями, витрины, книжные стеллажи, бар и тумбы.

Обычно секции от трех и более делались в одном стиле, темных цветов, обильно лакировались, а за счет применения шпона просматривалась ярко-выраженная древесная фактура. В качестве декора внешних панелей применялись деревянные или пластиковые рельефные накладки с геометрическими или флористическими мотивами, инкрустация типографским способом, резьба. В дверцах устанавливались прозрачные и матовые стекла с металлическими раскладками. Из покрытий применялись лакирование, крашение, эмалирование. Фурнитуру в основном делали из дерева или металла.


В этом период начался товарный кризис и вместе с ним ввоз меблировки из дружественных социалистических стран. В моду вошли гарнитуры производства Чехословакии, ГДР, Югославии, Румынии и даже Польши. Они ценились больше мебели СССР, хотя визуально от нее отличались незначительно, а стоили дороже. Такие стенки стали для советских людей в своем роде признаком достатка и статуса, наравне с дачей и легковой машиной. Именно импортные мебельные гарнитуры сегодня многие считают мебелью в советском стиле.

Стенка служила не только для хранения вещей, но и демонстрировала гостям все нажитое добро. В витринах со стеклянными полочками и дверцами красиво расставлялись чайные фарфоровые сервизы и дорогой чешский хрусталь, блеск которого отражался в зеркалах задних стенок. На полках устанавливалась аудиовидеотехника, в частности проигрыватель с пластинкой или магнитола и телевизор.


С 1970-х распространяется функциональная трансформируемая мебель, где из мягких мебельных предметов популярными стали раскладные диваны и кресла.

Советские диван-книжка и диван-софа легко трансформировались в кровать. В качестве амортизации использовался пружинный блок, а из наполнителей ватин и поролон. В 1970-х в качестве наполнителя также широко применялся вспененный полиуретан. Обивка делалась из гобелена и других обивочных тканей с растительными узорами, геометрией, абстракцией. В качестве декора использовался рисунок строчки.

В зоне отдыха обычно располагались два кресла, журнальный столик и торшер с необычным абажуром. Диваны и кресла имели деревянные подлокотники. 

Трехногие журнальные столики 1960-х заменители низкие модели на четырех ножках с прямоугольной столешницей. Из интересных решений барные столики на колесиках и советские столы «тумбы», они же «книжки». Последние раскладывались на праздничные мероприятия и превращались в достаточно вместительные обеденные столы.


Не менее культовым советским атрибутом была люстра «Каскад» с множеством подвесок из прозрачного пластика.

Кухня

Для удобных в использовании и безопасных кухонных гарнитуров использовались влаго-, термо-, огнестойкие материалы. В них входили мебельные предметы для хранения продуктов, посуды и кухонной утвари, а также приготовления и приема пищи. Обычно мебель для кухни окрашивалась нитроэмалью светлых или нейтральных тонов и дополнялась алюминиевой фурнитурой.


В столовой зоне устанавливался прямоугольный или квадратный стол со стульями или табуретами. Если же площадь кухни позволяла, то и импортный мягкий уголок в виде небольшого полукруглого дивана с секциями для хранения.

Одним из удобных решений организации кухонного пространства стали выдвижные и откидные столы. Первый применялся в качестве дополнительной рабочей поверхности, второй – как обеденный.

Спальня

В спальнях стояла двуспальная или две односпальных кровати с основанием сеткой или ватным матрасом и деревянными спинками, а по обе стороны от них прикроватные тумбочки, возле стены большой шкаф с зеркалом. Интересным предметом мебели, который обычно располагался в спальне или прихожей стал трельяж. Мебельный предмет, корни которого уходят еще во времена барокко, представлял собой небольшую тумбочку с тремя зеркалами.


В каждой советской комнате, а в спальне особенно, стены и полы застилались пестрыми коврами. Это считалось не только красиво и богато, но и практично. Тонкие панельные стены пропускали звук, поэтому ковры выполняли роль звукоизоляции.

Мебель времен СССР в современных интерьерах

Для создания мебели и комфортной атмосферы в советских квартирах дизайнеры, как и сегодня, основывались на построении гармоничной композиции с учетом форм, пропорций, цветовой гаммы. В мебельных предметах учитывались эргономика, функционализм, практичность и эстетические качества.


Другой вопрос, что на фоне растущего дефицита населением скупалось все подряд, поэтому советские квартиры обычно были перегружены излишней меблировкой и декором. К тому же нужно учитывать и менталитет советских граждан, а также практически полное отсутствие вкуса, поэтому советские интерьеры сейчас считаются некрасивыми и в какой-то степени даже вульгарными.

Сегодня некоторые современные модели, особенно корпусные и трансформеры, сделаны по принципам модернистской советской мебели. Производители предлагают корпусные стенки, столики-трансформеры, диваны по типу «книжки» и многие другие изделия. Они уже не шпонируются и не покрываются обильным слоем лака, поэтому выглядят более лаконично, но все также осталась любовь к декору.

Мебель советский времен можно гармонично вписать в разные современные интерьерные стили. В первую очередь это классика, ретро и винтаж, модерн и минимализм. Но здесь важно не переборщить и не превратить интерьер в парк советского периода. Вполне будет достаточно сделать акцентным сервант или тумбу или же расположить в зоне отдыха пару советских кресел с торшером. Остальные мебельные предмет стоит оставить в выбранном стилевом направлении.


Многие мебельные предметы хорошо сохранились и в наши дни. Их несложно отреставрировать и перекрасить, в том числе и с применением разных техник, например, через кружево или тюль, а также декорировать декупажем. Также можно обновить фурнитуру, а в случае с мягкой мебелью сделать перетяжку современными обивочными тканями. В результате получаются очень интересные, винтажные мебельные предметы, которые подходят для интерьеров в стилях лофт, прованс, скандинавский, европейский кантри и многих других.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв